«Наши проблемы»

(размышления главного врача)


Раннее сентябрьское утро. Еду на работу. В этот момент звонит одна из врачей поликлиники. Врач внезапно заболела, с вечера появились типичные для вирусного заболевания проявления, ночью поднялась температура. Всё понятно, ОРВИ. Это не удивляет. В последние дни, несмотря на все предпринимаемы нами меры, очень много сотрудников вышли из строя. Разумеется, детские врачи при малейшей опасности для пациентов уходят на «больничный». Это правильно, так и должно быть. Разумеется, и в этот раз желаю доктору скорейшего выздоровления и прямо-таки настаиваю – лечиться дома, в поликлинику ни ногой!


7.40, захожу в поликлинику. В регистратуре скандал. Пока измеряю температуру и обрабатываю руки антисептиком, стараюсь вникнуть в суть конфликта, но пока не вмешиваюсь (честно говоря, рассчитываю, что само пройдёт и не придётся начинать день со стресса). Но не проходит, наоборот нарастает. Температура в норме, руки чистые, самое время начать исполнять свой долг.
Поняв, что негатив со стороны мамы нашего пациента вызван тем, что отменился приём именно того врача, с которым я разговаривал несколько минут назад, пытаюсь вежливо и максимально доброжелательно объяснить маме причину отмены приёма. Дело в том, что специальность редкая, обследование, необходимое ребёнку, ещё более редкое. И большая удача, что в нашей поликлинике принимает такой специалист и можно пройти такое обследование. Не все поликлиники обладают такой возможностью. Поэтому заменить врача моментально просто невозможно.


В четвёртый раз начинаю говорить, стараясь изо всех сил донести до разбушевавшейся родительницы суть сложившейся ситуации. Не получается. Не получается договорить даже одно предложение. Объяснения наталкиваются на очередную волну гнева, отскакивают как теннисный мячик и возвращаются ко мне в первозданном виде. В очередной (уже в пятый ) раз открываю рот, чтобы начать объяснения, и слышу гневное, произнесённое на высшей ступени эмоционального накала: «Ваши проблемы…!!!»

И вот тут я понимаю всю правоту разгневанной мамы. Это действительно наши проблемы. Возразить нечего. Оправдываться бесполезно. Приношу извинения и ухожу.
А в самом деле, мама полностью права – это наши проблемы.


Наши проблемы, что врачи тоже люди и имеют свойство болеть также как и пациенты.
Наши проблемы, что в период подъёма заболеваемости количество обращений за медицинской помощью, а особенно вызовов на дом, превышает все мыслимые пределы и врачи порой до полуночи ходят по осенним улицам и тёмным подъездам на вызовы, поступившие ещё утром.
Наши проблемы, что мама, вызвав врача, встречает его с «больным» ребёнком на детской площадке и требует осмотреть его прямо в песочнице, так как ей «чё, из-за этого на четвёртый этаж подниматься?»
Наши проблемы, что вызовы на дом случаются по поводу «нам бы справочку в бассейн» или «да погода сегодня плохая, неохота в поликлинику идти»
Наша проблема – отказ от прививок «антипрививочников»
Наша проблема – отказ от пробы Манту «антимантушников»
Наша проблема – жалобы по поводу «я врача на одиннадцать заказывал, а она к часу припёрлась» (так и было написано в жалобе)
И, конечно, наша проблема – вот это самое, брошенное в лицо врачу, надменное «Ваши проблемы».


Дорогие наши пациенты и уважаемые родители!


Мы хорошо знаем, что это наши проблемы. Но проблема здесь ещё и в том, что врач – профессия не совсем обычная. Хороший врач работает не только и не столько за деньги. Как любой творец (а врач, уж извините за некоторый пафос, он именно творец – творец здоровья) обладает, как правило, ранимой душой. Врач, как любой творческий человек, ждёт хотя бы некоторой признательности от своих пациентов и очень страдает от грубости, особенно незаслуженной. И вот это самое «Ваши проблемы» очень сильно ранит врача, обижает, заставляет разочаровываться в профессии. Это и есть то самое знаменитое «профессиональное выгорание», оставляющее пациента один на один со своей бедой.
Разочаровываясь и сильно устав, врачи уходят. Уходят на заслуженный отдых. Уходят из профессии. Уходят в более комфортную частную медицину. Чем меньше остаётся врачей, тем больше «наших проблем» приходится на каждую оставшуюся врачебную душу. Замкнутый круг!
И не дай бог нам с вами дождаться того времени, когда дверь в поликлинику окажется закрытой. Закрытой потому, что сторож задремал, а разбудить его в пустой поликлинике было некому. И вот тогда наши проблемы перестанут быть только лишь нашими.


Так давайте же относиться друг к другу с уважением. Давайте слушать и слышать друг друга. Давайте сделаем так, чтобы наших проблем стало хотя бы на одну меньше – вот на эту самую, сказанную чванливым тоном «Ваши проблемы…!» Это ведь так не сложно!